Суббота, 18.05.2024, 10:40
Приветствую Вас Гость | RSS

Грач Учёный

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

9. Философия древней Индии.
Автор: кандидат философских наук Грачёв Михаил Вячеславович
 
9. Философия древней Индии.
 
Индия является одной из древнейших цивилизаций, в рамках которой была создана чрезвычайно оригинальная культура. Индия также считается регионом, в котором произошло становление своеобразного типа философствования, наряду с теми, которые зародились в Китае и Греции. Философская мысль Индии насчитывает около 3 тысячелетий своей истории и отличается богатством письменных источником и значительным разнообразием идей. Вместе с тем индийская философия, в отличие от античной и китайской не порвала связи с религией и по большей части носит религиозно-идеалистический характер. Также следует постоянно помнить о варновом (кастовом) характере индийского общества. Варны – закрытые социальные группы, место в которых определяется рождением человека, перейти при жизни из одной Варны в другую было невозможно. Существовали 4 главные варны: 1. Брахманы (жрецы), 2. Кшатрии (воины и правители), 3. Вайшьи (крестьяне, ремесленники, торговцы), 4. Шудры (рабы). Долгое время общение с богами, познание мира и философствование признавалось привилегией брахманов.
 
«Веды».
Философия Индии берёт свой исток в мировоззрении арийских племён, создавших «Веды» - первый памятник индийской письменности. Считалось, что «Веды» переданы богами и должны передаваться только устно. «Веды» («Знание») состоят из 4-х частей: 1. «Ригведа» - веда гимнов в честь богов и мифологических существ. 2. «Самаведа» - веда песнопений. 3. «Яджурведа» - веда жертвенных формул. 4. «Атхарваведа» - веда магических заклинаний. Ведическое мировоззрение политеистично, признаётся наличие множества богов, являющихся олицетворением сил природы (Индра, Агни, Варуна и пр.). Значительное место в «Ведах» занимают космология и космогония. Мироздание обозначается как трилока (троемирие), в котором выделяются три части – Небо, Земля и подземный мир. Среди гимнов «Ригведы» некоторые содержат попытки объяснение происхождения мироздания. Так, один из гимнов повествует о великане Пуруше, который был принесён в жертву. Именно из частей тела Пуруши были созданы боги, космические стихии и люди. Также миф о Пуруше давал объяснение варновому делению общества, поскольку считалось, что представители разных Варн были созданы из разных частей тела Пуруши (брахманы – из уст, кшатрии – из рук, вайшьи – из бёдер, шудры – из ступней ног). Другой из сохранившихся космогонических гимнов «Ригведы» является более абстрактным. Он утверждает, что сначала существовало единое начало, произошедшее от тапаса (космический жар, энергия). Также постулируется важная мысль о том, что боги не создали мироздание, а появились как результат взаимодействия мировых стихи. В гимне утверждается: даже если на небе есть какое-то высшее существо, то и оно может не знать о происхождении мира из-за трудности выяснения этого вопроса. В «Ведах» всячески утверждается единство всего мироздания: «Един огонь многоразлично возжигаемый; едино Солнце всепроникающее; едина заря всеосвещающая; и едино всё, что стало этим». Также подчёркивается, что «Бытие едино - мудрецы называют его различно». В «Ведах» появляется идея о существовании Риты – мирового закона, определяющего порядок в мироздании; считалось, что Рите подчиняются даже боги.
 
"Упанишады".
Следующий этап развития индийской философской мысли связан с созданием «Упанишад» (в букв. переводе «сидеть у ног»), построенных в форме диалогов между учителем и учеником. В это время пантеон ведических богов заменяется Тримурти – троицей важнейших богов индуизма, в которую входили Брахма (создатель мира), Вишну (охранитель мира) и Шива (разрушитель мира). Особенно важным в философском отношении явился культ Брахмы как создателя мира. Постепенно образ Брахмы деперсонифицировался, лишался личностных черт и превращался в безличностное субстанциальное идеальное первоначало мироздания, обозначаемое как Брахман. Брахману противопоставлялось субъективное идеальное начало – душа, сознание человека, называемое Атман. Брахман понимается как мировой дух, его понимание в «Упанишадах» приближается к абстрактному принципу мироздания, субстанции. Творцами «Упанишад» утверждалось: «Всё рождается из Брахмана и в него уходит», «Всё, что ни есть, есть Брахман». Таким образом, признавалось, что Брахман является верховной причиной сущего. Мы можем считать мировоззрение «Упанишад» исторически первым примером объективного идеализма в философии. Однако в некоторых текстах «Упанишад» встречаются утверждения о том, что первоначалом мироздания может считаться и Атман. Суждения об абсолютах, Брахмане и Атмане, неизбежно приводят к логически неразрешимым противоречиям: «Атман меньше зёрнышка риса и больше чем Земля». Основная проблема, интересовавшая мудрецов «Упанишад», заключалась в соотношении объективного и субъективного идеального начал, Брахмана и Атмана. В конечном итоге создатели «Упанишад» приходят к мысли о тождестве объективного и субъективного духа, макрокосма и микрокосма, поскольку Брахман и Атман оба обладают чертами генетического субстанциального начала. Высшей целью человеческого существования объявляется слияние души с мировым духовным началом, достигаемое путём медитативных действий и аскезы.
 
Вы должны усвоить основные понятия индийской религиозной философии. Дхарма – космический мировой закон, определяющий порядок в мироздании. Все, существуя в природе или социуме, исполняет свою дхарму. Применительно к человеку понятие «дхарма» означает социальную и нравственную обязанность, как правило, вытекающую из принадлежности к определённой варне. Карма – совокупность дел человека, определяющих дальнейшую судьбу его души. Считалось, что карма зависит от того, насколько добросовестно человек исполнял свою дхарму. Как известно в индийской религиозно-философской мысли большое распространение получила теория реинкарнации (метемпсихоза) – учение о посмертном переселении душ. Хорошая карма, обусловленная должным следованием дхарме, содействует последующему рождению в более совершенном обличье, плохая же карма, возникающая вследствие пренебрежения требованиями дхармы, ведёт к тому, что человек родится в теле представителя низшей варны или нечистого животного. Цепь перевоплощений души, её странствий из одного тела в другое получила название сансара. Считалось, что сансара является естественным и неизбежным процессом, однако утверждалось, что сансара доставляет душе беспокойства и страдания, от которых могут избавиться лишь немногие. Также значимой (но не общераспространённой) чертой мировоззрения индусов была ахимса – принцип непричинения зла всему живому, вытекающий из учения об реинкарнации.
 
 «Бхагават-гита».
 Важным памятником философской мысли Индии является «Бхагават-гита» («Божественная песнь»), входящая в состав грандиозной поэмы «Махабхарата». Назревает битва между враждующими родами пандавов и кауравов. Войсками пандавов командует Арджуна – сын бога Индры, но он не хочет начинать битву, опасаясь проливать в битве кровь своих дальних родственников – кауравов. Возницей Арджуны оказывается Кришна[1] который пытается рассеять его сомнения. Кришна указывает, что сражение – есть долг (дхарма) кшатрия. Арджуна должен сражаться. Как необходимо исполнять свой долг? Кришна утверждает, что дело лучше бездействия; спасение в исполнении своего долга, но исполнять его нужно в состоянии отрешённости, без привязанности к существованию. Надо действовать, но не стремиться к плодам, результатам деятельности, быть свободным духом. Выполняя свои варновые обязанности, следует быть безразличным и равнодушным к плодам своей деятельности: «Все действия производятся невольно в силу качеств, рождённых природой». Все мысли должны быть направлены на любовь к божественному началу (Брахману), поэтому и все действия будут совершаться отрешённо. Если Арджуна будет сражаться отрешённо, он не совершит греха. Идеалом человека Кришной объявляется йогин,[2] под которым понимается человек, победивший себя, избавленный от привязанностей, при любых обстоятельствах сосредоточенный на познании Атмана-Брахмана, свободный от влечений и чувств. Суть йогической тренировки состоит в освобождении от самого себя и сосредоточении на Брахмане, едином начале всего. Добываемое таким путём знание является мистическим, достигаемое погружением в бессодержательное бесстрастие. Пребывая во всех существах, Брахман-Атман вечен. Поэтому, убивая кого-либо, мы не причиняем вреда мировому началу, содержащемуся в нём, а лишь меняем форму. Эти рассуждения Кришны успокаивают Арджуну, и он начинает битву. Учение, излагаемое в «Бхагават-гите» является мировоззренческой основой кришнаизма – одной из популярных сейчас религий индийского происхождения.
 
 Следующий этап в развитии индийской философии начинается с 3 в. до н. э. – первые века н. э. , когда формируются целостные философские системы. Их в Индии обозначают термином «даршана» - «воззрение», «видение». Философские школы в Индии делятся на две группы: астика – признающие авторитет Вед и правомерность деления общества на варны, и настика – отрицающие авторитет Вед и не признающие обоснованность деления общества на варны. Астика включает в себя 6 философских школ, объединяемые по две в связи со сходством их учений.
Вы должны знать их названия 1. Ньяя. 2. Вайшешика. 3. Миманса. 4. Веданта. 5. Санкхья. 6. Йога.
 В экзаменационном ответе вы можете остановить внимание на медитативных практиках йоги и их связи с теоретическими положениями философии. Можно отметить атомистическую теорию вайшешики и гносеологические воззрения школы ньяя, разрабатывавшей основы логики. Самой последовательной школой астики является веданта («завершение вед»), ортодоксально придерживающаяся объективно идеалистической философии «Вед» и «Упанишад». Источником высшей истины последователи веданты признают сверхъестественное откровение. Окружающий мир сторонниками веданты объявляется неистинным, иллюзорным в сравнении с бытием Брахмана. Очень известным является выражение «пелена Майи», обозначающее то, что отделяет человека от познания истинной сути мироздания. Освободиться от этой пелены опять же можно лишь путём мистического слияния души с Брахманом. Основным представителем философии веданты считают индийского философа Шанкару (8-9 вв н.э.).
 
К настике относится материалистическая философская школа чарвака-локаята, а также религиозно-философские учения буддизма и джайнизма. При анализе философии чарвака-локаята советуем обращать внимание на отличие этой школы от прочих школ индийской философии. Чарвака-локаята – единственная последовательно материалистиче­ская школа философии в Индии. Чарваки отвергали существование богов, Брахмана как сверхъестественное начало. Самим названием подчёркивалось, что это мирская философия (локаята), а не религиозно-духовная. Чарваки (от «чарв» – есть, кушать) призывали наслаждаться земной жизнью, отказаться от аскезы. Они утверждали: «Пока живём да будем счастливы! Того тут нет, кто не помрёт; Когда же он помрёт и в пепел обратится – откуда вновь ему явиться?». Первоначалами мироздания чарваки провозгласили 4 элемента (землю, воду, огонь, воздух) и утверждали, что сознание возникает из них, когда они, смешиваясь, образуют тело. Когда же элементы распадаются, исчезает и сознание. Они утверждали, что нет доказательств существования души отдельно от тела. Вследствие этого чарваки отвергали наличие потустороннего мира и загробного бытия души, считая обряды посмертного поминовения душ бессмысленными и изобретёнными жрецами-обманщиками. Наиболее верным средством познания чарваки признавали чувственное восприятие, а отнюдь не умозрение и мистическую интуицию. Для чарваков была характерна гедонистическая этика. Смысл жизни они видели в получении чувственных удовольствий, наслаждении. От удовольствий не следует отказываться даже из-за того, что некоторые из них могут повлечь страдания. Гедонизм последователей школы чарвака-локаята был разительно противоположен этическим доктринам всех прочих школ индийской философии, призывавших к аскетизму.
 
Буддизм.
Самым популярным учением настики стал буддизм, который, зародившись на территории Индии в 6 – 5 вв. до н. э., стал мировой религией, господствующей в странах юго-восточной Азии. После встречи с больным, старцем, похоронной процессией и аскетом-отшельником 30-летний принц Гаутама оставляет беззаботную жизнь в дворце и уходит в леса, чтобы заниматься аскетической практикой. 6 лет проводит в лесу Гаутама, изнуряя свою плоть. Однако вскоре он убеждается в бесполезности таких практик для достижения блаженства. Во время сна на Гаутаму нисходит озарение, и он становится Буддой (просветлённым). У Будды появляется учение о срединном пути, отвергающем как крайности с одной стороны несдерживаемую тягу к удовольствиям, но с другой стороны и крайнее умерщвление плоти. Эти крайние пути не приведут к спасению души. Необходимо, не отказываясь полностью от наслаждений, не предаваться им всей душой, а контролировать свои влечения. Будда сформулировал 4 положения, признанные «благородными истинами» буддизма.
1. Истина о страдании. Вся жизнь есть страдание (претерпевание) Утверждается, что «привязанность к существованию есть страдание»
2. Истина о происхождении страдания. Она состоит в том, что страдания вызываются желаниями человека.
3. Истина об уничтожении страдания. Она утверждает: чтобы уничтожить страдания, нужно уничтожить желания, отказаться от привязанности к существованию.
4. Истина о пути, ведущем к уничтожению страдания. Это так наз. восьмеричный путь спасения. Он получил это название вследствие того, что Будда поставил 8 условий, которые необходимо соблюдать, следуя по этому пути. Эти условия правильные 1. Видение, 2. Мысль, 3. Речь, 4. Действие, 5. Образ жизни, 6. Усилие, 7. Внимание, 8. Сосредоточение.
Целью действий человека должно стать достижение нирваны (от глагола «нирва» - «тушить», «задувать») – такого состояния, при котором дух человека освобождается от привязанности ко всему телесному. Каждый человек может достичь нирваны уже в этой жизни и выйти из колеса перерождений, сопряжённых со страданиями. Человек, достигший нирваны называется архатом. Нирвана ничем не обусловлена, она является беспричинной. Можно лишь указать путь достижения нирваны, но невозможно узнать её причину. Нирвана подобна ветру, который существует, но не может быть показан с помощью формы.
Внешний мир представляет собой поток дхарм (отдельных кратковременных явлений). Дхармы воздействуют на чувства и ум, порождая желания и влечения, а вслед за этим и страдания. Всё сущее изменчиво, неуловимо, непостоянно, постоянно исчезает. Весь мир есть пустота (шунья). «Мир это пустота; он лишён души и всего, что относится к душе», - утверждается в одном из буддистских текстов. Обратите внимание на гуманистическую суть буддизма, отрицающего ненависть и насилие и призывающего воздерживаться от убийства. Буддисты учат, что ненависть никогда не прекращается ненавистью, а только отсутствием ненависти. Этический кодекс буддизма запрещает убивать или понуждать к убийству. Для иллюстрации положений буддистской этики можете использовать афоризмы из «Дхаммапады» - одного из известнейших памятников философии буддизма. В целом же картина человеческого существования в буддизме пессимистична: «Как пастух гонит коров на пастбище, так старость и смерть гонят жизнь живых существ». Как учение настики буддизм утверждает, что не только брахманы могут постигать истину. Брахманом человека следует называть не по праву рождения, а в соответствии с его заслугами. Брахман - тот, кто свободен от привязанностей, кто не совершает зла ни телом, ни словом, ни мыслью.
Внутри буддизма выделяют два основных направления: хинаяну и махаяну. Хинаяна (буквально, «малая колесница») требует жизни своих последователей в общинах, удаления от мира, в то время как махаяна («большая колесница») не выдвигает суровых аскетических требований. Сторонники махаяны могут жить в миру, однако должны соблюдать нормы буддизма и следовать наставлениям духовных учителей – гуру. Хинаяна делает упор на индивидуальные усилия человека для достижения нирваны, махаяна допускает содействие и коллективные действия, взаимопомощь между единомышленниками, ведущие к нирване. В заключение экзаменационного ответа вы можете рассказать и проиллюстрировать на конкретных примерах влияние философии Индии на развитие европейской философии (А. Шопенгауэр) и русскую религиозно-философскую мысль (идеи непротивления в философии Л. Н. Толстого, «живая этика» семейства Рерихов).
 
 
1] Кришна – одна из аватар (воплощений) бога Вишну.
2] «Йога» – «согласование, управление»; её цель – освобождение человека от страданий

Категория: Мои статьи | Добавил: Грач-учёный (29.04.2011)
Просмотров: 4474 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0