Суббота, 18.05.2024, 07:54
Приветствую Вас Гость | RSS

Грач Учёный

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

5. Философия и мировоззрение.
Автор: кандидат философских наук Грачёв Михаил Вячеславович
 
5. Философия и мировоззрение.
 
Той основой, на которой возникает философия, является мировоззрение. В целом мировоззрение намного древней философии. Интерес к философии присущ далеко не всем людям, однако у всех людей есть то или иное мировоззрение. Мировоззрение - система воззрений на мир и место человека в нём. Само слово «мировоззрение» подразумевает наличие мира как совокупности всех объектов реальности и бытие того, кто взирает на мир, то есть нашего Я. В соотношении Я (субъекта, сознания) и не-Я (объектов реальности и заключается сущность мировоззрения. Подобное соотношение Я и не-Я включают в себя отношения различных типов. 1. Гносеологическое, заключающееся в познании мира человеком. 2. Праксеологическое (от слова «практика») – изменение человеком окружающей реальности и своего сознания. 3. Аксиологическое – формирование системы ценности и оценка тех или иных объектов и процессов реальности в соответствии с системой ценностей. Онтологическое соотношение сознания и бытия, идеального и духовного, является основным вопросом философии.
 
Мировоззрение состоит из двух уровней: чувственного (мироощущение и мировосприятие) и рационального (миропонимание). Мироощущение и мировосприятие является целостным отражением, осознанием и переживанием воздействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятий, представлений и эмоций. Чувственный уровень мировоззрения формируется у человека стихийно с момента рождения. Миропонимание – это целостное осознание и постижение мира в понятиях и других рациональных конструктах. Уровень миропонимания появляется в сознании человека, начиная с 5-летнего возраста, когда ребёнок научается пользоваться понятиями. Следует помнить, что философия может возникнуть только на основе миропонимания и немыслима без оперирования понятиями.
 
Существует значительное разнообразие видов мировоззрения, которые могут контактировать и пересекаться между собой. Выделим наиболее значимые виды мировоззрения. Это 1. Обыденное мировоззрение, 2. Религиозно-мифологическое мировоззрение, 3. Художественно-эстетическое мировоззрение, 4. Научное мировоззрение.
 
Обыденное мировоззрение может считаться самым распространённым, в той или иной степени оно присуще каждому человеку. Как правило, обыденное (житейское) мировоззрение формируется стихийно и содержит несистематизированные представления о мире. Житейское мировоззрение чаще всего проявляется в форме здравого смысла, направленного на наиболее эффективное, успешное осуществление деятельности человека в окружающей реальности. Обыденное мировоззрение во многом обусловлено средой воспитания и культурными традициями, в которых формируется личность человека. Именно обыденное мировоззрение определяет большинство поступков, свершаемых человеком.
 
Религиозно-мифологическое мировоззрение опирается на признание существования сверхъестественных сил и сущностей, влияющих на окружающую человека реальность. Как правило, эти силы и сущности предстают в образе богов. В большинстве случаев религиозно-мифологическое мировоззрение выражается эмоционально, в образной форме. Массы верующих в христианстве воспринимают Бога как образ грозного старца на небесном престоле или страдающим на кресте, и лишь немногие учёные теологи понимают Бога как абстрактный принцип, сверхъестественное первоначало всего сущего. Также отметим иррациональную составляющую религиозного мировоззрения, апеллирующего не к разуму, а к внеразумным способам постижения: вере, мистической интуиции и пр. На основе религиозно-мифологического мировоззрения появляются все известные национальные и мировые религии.
 
 Художественно-эстетическое мировоззрение свойственно преимущественно деятелям искусства и людям, оценивающим мир по эстетическим критериям, среди которых главную роль играет понятие «прекрасного». Так же как и религиозное мировоззрение, художественно-эстетическое воспринимает мир преимущественно в образной форме. Суть творчества заключается не только в отражении реальности, но в её преображении, творческом преобразовании, исправлении недостатков реальности по законам эстетики. В художественно-эстетическом мировоззрении очень сильной является индивидуально-личностная компонента, что делает результаты художественного творчества уникальными и неповторимыми.
 
Научное мировоззрение характеризуется стремлением к построению теоретически оформленной картины мира, основанной на данных наук. В отличие от обыденного, научное мировоззрение содержит тенденцию к упорядоченной, теоретически оформленной картине мироздания. В противоположность религиозному мировоззрению для науки характерен приоритет рационального начала и обращение к разумным средствам познания действительности. Обратим внимание на противоположность художественно-эстетического и научного мировоззрений. Художественно-эстетическое мировоззрение характеризуется субъективизмом, поскольку художник или писатель в создаваемых ими произведениях высказывают личные вкусы, склонности и симпатии, что во многом и придаёт художественным произведениям их ценность. Научное же мировоззрение требует от учёных полного исключения (элиминации) всего субъективного. Учёный должен лишь бесстрастно фиксировать, «протоколировать» факты окружающей действительности. Личные вкусы, склонности, симпатии не должны оказывать влияние на результаты деятельности учёного. Это придает результатам научной деятельности интерсубъективность, общность всем познающим субъектам. Научное мировоззрение обладает тенденцией к предельному объективизму.
 
Философия также является одним из видов мировоззрения, имеющим много общего с другими видами мировоззрения. Философское мировоззрение присуще немногим и поэтому философия элитарна в наиболее благородном значении этого слова. Философия выражает своё содержание в форме, требующей значительных усилий для своего усвоения.
Категория: Мои статьи | Добавил: Грач-учёный (29.04.2011)
Просмотров: 6160 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 1
1 Воронцов В.А.  
0
ПРИРОДА МИФОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
О том, что рука породила человека написано много, однако до сих пор нет музеев, посвящённых руке, нет монографий, отражающих роль материнской руки в антропосоциокультурогенезе. В книге Воронцова В.А. «Природа языка и мифа в свете антропосоциогенеза» (www.tatfolk.ru/materials.htm) впервые рассмотрена роль материнской руки в становлении мифа и сказки. Комплексное изучение материальной и духовной культуры раннего детства со всей очевидностью свидетельствует, что для младенца материнские руки, ладони (длани) являются всем: материками, долинами, колыбелью, купелью, ковром-самолётом, скатертью-самобранкой, сказочной козой, которая бодает, кормит, наказывает нас, учит показывать (сказывать) и т. д. Мамашины руки являются первыми машинами (махинами), которые транспортируют, обслуживают нас. Они являются первым логическим аппаратом, который учит нас мыслить, первым компьютером, который функционирует с использованием электронных импульсов, вырабатываемых организмом. Именно материнские руки знакомят нас с первыми матрицами, матрацами, мерами, мирами, номерами, мерными пространствами, камерами, кумирами, целыми единицами, челядинцами, уникумами, внуками, юнаками, штырями, штырьками, сатирами, стариками, шишами, дюймовочками, мальчиками, которые ростом с пальчик, и т. д., поэтому есть все основания видеть в материнских руках исходный универсум, исходный социум, исходное средство мышления, познания и выражения психического, духовного.
Знакомство ребёнка с бесконечно динамичным и сложным универсумом позволяет ему в дальнейшем во всём новом видеть хорошо известное старое, т.е. наделяет способностью постигать, описывать, проектировать самые различные явления и процессы, путём отождествления микрокосма с макрокосмом. Изначальные образы, меры, системы исчисления накладывают неизгладимый отпечаток на развитые формы мыслительного процесса.
Две руки являются дверками в сказочный мир, в мир чудес, мифических героев. Обращение к естественному универсуму — рукам матери, позволяет наглядно продемонстрировать широкий спектр чудесных, сказочных процессов, предметов, существ, которые традиционно считаются продуктами фантазии, порождёнными мифологизированным сознанием. Знакомство с этими феноменами позволяет понять смысл древних учений, в которых отражена человеческая конституция и вызванные ею проблемы. Без осмысления традиционных взглядов на колыбель человечества, на рукотворный космос, антропоморфный гумус, мать-землю, без пристального изучения вещающих вещей, самодвижущихся орудий, тотемов, сказочных животных-наставников, их языка невозможна не только полноценная мифология, но и подлинная археология, педагогика, антропология, психология, лингвистика, фольклористика и т.д. Педагогическая антропология, археология «золотого» века человечества должны стать базовой дисциплиной для педагогов, лингвистов, филологов, археологов, антропологов, этнографов, историков самого различного профиля, включая историков математики..

Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0