Каталог файлов
Средневековая наука
[ Скачать с сервера (9.57 Mb)
]
| 10.11.2010, 22:12 |
Средневековая наука Периодизация средневековой философии и науки Средневековая философия охватывает большой временной промежуток с 2 по 14 века. Таким образом, средневековая философия началась намного раньше периода обычно называемого Средними веками (5 - 15 вв.). На начальном этапе своего существования средневековый тип философствования сосуществовал с античным, взаимодействуя с ним и противоборствуя ему. Европейская философия Средневековья имеет своей основой христианство и Библию как главный мировоззренческий источник. Обычно в истории средневековой философии выделяют два этапа: 1. Патристика (2 - 9 вв.) - период зарождения и становления средневековой философии в борьбе с язычеством и античной философией. Корпус патристической литературы составляют сочинения «отцов церкви», содержащих попытки философского обоснования христианской догматики и культа, а также принципиально иного, чем в античной философии, решения основных проблем философии. (Тертуллиан, Аврелий Августин и др.) 2. Схоластика (10 - 14 вв.) - период расцвета средневековой философии, «школьная философия». В отличие от патристики с её бурным и зачастую бессистемным формированием нового типа философского мышления, схоластика характеризуется систематичностью, стремлением к логической стройности изложения, разработкой всеобъемлющей системы категорий и понятий. Ведущие представители схоластики пытались строить христианскую философию, опираясь в том числе и на своеобразно интерпретированное философское наследие античности, прежде всего - Аристотеля. (Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, Альберт Великий и др.) Отличие средневековой философии от античной Античная философия 1. Космоцентризм - признание космоса единственным абсолютом, всё существующее включается в космос. Космос - главный объект изучения философии 2. Политеизм - признание существования множества богов, соответствующих силам природы. 3. Первичность природы по отношению к богам - боги не творят мироздание, они могут лишь упорядочивать его. Являясь порождением природы и её составной частью, боги подчиняются естественным законам. 4. Рационализм - философское познание опирается на мышление, разум и чувства Философия самостоятельна в духовных поисках. Средневековая философия 1. Теоцентризм - признание Бога единственным абсолютом, всё обязано своим существованием Богу. Постижение Бога - основная задача философии. Изучение космоса, природы должно допускаться лишь для усиления веры во Вседержителя, благодаря созерцанию совершенства творений Бога и порядка в мироздании. 2. Монотеизм - признание существования лишь единственного Бога. 3. Первичность Бога по отношению к природе - Супранатуральный Бог не подчиняется законам природы. Он сам творит природу, обязанную ему своим существованием. 4. Фидеизм - философия должна опираться на веру и сообщённое Богом откровение. Разум же играет лишь вспомогательную роль и не должен противоречить вере. Философия подчинена религии, «служанка богословия». Бог – творец мира - уподобляется геометру и зодчему Апологеты Первые христианские мыслители получили название «апологеты» за сочинение восхвалений христианству (апологий). В них они защищали свою религию от нападок со стороны язычников и в свою очередь жёстко критиковали различные проявления античной культуры. Среди апологетов по их отношению к античной культуре и философии можно выделить два направления: радикальное и умеренное. Радикальные апологеты требовали решительного и полного разрыва с античной культурой, считая её целиком противоречащей идеалам христианства. Татиан (2 в.): «Уничтожайте памятники нечестия». Руководствуясь подобным девизом, христианские фанатики уничтожили многие труды античных философов, были разорены и закрыты философские школы. Татиан считал медицину богопротивной наукой, которая уподобляет людей собакам, так как животные, когда заболевают, едят траву и излечиваются. Заболевшие люди должны надеяться не на врачей и лекарства, а исключительно на Божью помощь. Умеренные апологеты признавали, что античная культура и философия создали много ценного. Нужно отказаться только от язычества и всего связанного с ним, а остальное приспособить для нужд новой религии. Многие языческие философы (Платон, Аристотель, Сенека) вплотную подошли к идее единобожия. Их идеи можно использовать для обоснования христианства. Однако философия и науки не должны быть самостоятельными, они обязаны подчиняться руководству религии (богословия). Климент Александрийский (3 в.): «Подобно тому, как все науки являются служанками философии, сама философия есть служанка богословия». Фидеизм средневековой философии Фидеизм - учение о преимуществе веры над разумом в познавательной и практической деятельности. Религиозная вера характеризуется тем, что человек верит в то, чего он ранее не наблюдал, и что не согласуется с доводами разума и законами природы. Но именно это и будет свидетельством могущества Бога. Отсюда парадоксализм слов Тертуллиана: «Верую, ибо это абсурдно». Никакое логическое или опытное доказательство не может повлиять на верующего. Проблема соотношения знания и веры - важнейшая проблема средневековой гносеологии. Разум может пригодиться для доказательства ряда догматов и укрепления веры в них. Считалось, что можно доказать бытие Бога, свойства Бога, бессмертие души. Однако невозможно доказать догматы о творении мира из ничто, непорочном зачатии, воскресении мёртвых. Эти догматы сверхразумны, недоступны человеческому разуму в силу его несовершенства. В средневековой философии были выработаны два подхода в соотношении веры и знания. 1. Ансельм Кентерберийский: «Верю, чтобы понимать», (вера, ищущая понимания). 2. Абеляр: «Желаю понять, чтобы поверить», содействующий рациональному усвоению предметов веры. Тертуллиан (155 – 220) Один из самых радикальных в отвержении античности апологетов. Утверждал несовместимость веры и научного знания. «Что может быть общего между Афинами и Иерусалимом?». С победой христианства философия исчезнет. Выступал воинствующим сторонником фидеизма, утверждая: «Верую ибо это абсурдно» (Сredo, quia absurdum est) Никакое логическое или опытное доказательство не сможет переубедить истинно верующего человека: «Что царству небесному до того, что чей-то палец или линейка водят по небу». Вера не зависит от аргументации и научной доказательности. Гипатия (370 – 415) Учёный, математик и астроном, одна из немногих женщин-учёных античности. Была руководителем александрийского мусейона. По философским воззрениям принадлежала к неоплатонизму. Писала комментарии к математическим трудам Диофанта, Аполлония Пергамского и астрономическим сочинениям Птолемея. Была убита фанатиками-христианами при разгроме мусейона. В 529 году император Юстиниан по требованию христианского духовенства приказал закрыть последнюю философскую школу античности - Платоновскую Академию, и запретил философам-язычникам преподавать и публично излагать свои воззрения. Поэтому именно 529 год считается годом окончания истории античной философии и науки. Боэций (480 - 525) Один из последних античных и первых собственно средневековых философов. Жил при дворе остготского короля Теодориха. Казнён по ложному обвинению в государственной измене. Основное сочинение «Утешение философией» написал в тюрьме в ожидании казни. Вместе с Кассиодором заложил основы средневековой системы образования, выдвинув учение о семи свободных искусствах, делящихся на тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). (См. картину-аллегорию) Перевёл многие труды греческих философов и греческие философские термины на латинский язык. Написал ряд богословских трактатов по христологическим вопросам против арианства. Согласно Боэцию, мир не есть творение случая, а создан и управляем Богом, представляющим собой высшее Благо. Зло же временно, даже несчастья, бедствия ведут человека к Благу. Провидение Бога совместимо со свободой человека. Бог лишь знает, как поступит человек, но совершает действие, поступок сам человек своим решением. Боэций прощается с семьёй накануне казни
Кассиодор (490 – 585) Служил при дворе Теодориха, был его личным секретарём, консулом и министром. В 540 г. оставил службу. Написал «Историю готов», трактат «О душе», комментарии к псалмам, занимался теорией музыки. Пытался основать в Риме христианскую высшую школу по образцу античных научных центров. Основал монастырь – Виварий, в котором собрал богатую библиотеку, состоящую из христианских и античных книг. Организовывал переписку книг. Считал содействие образованности и просвещению одной из основных задач монахов. Основные черты средневековой науки Универсализм. Тяготение к всеобъемлющему характеру знания, своеобразной энциклопедичности. Этому отвечала и форма сочинений – гигантские всеобъемлющие «Суммы». Знание не должно быть частичным. Средневековые учёные стремились охватить мир в целом, познать его как всеединство, основанное на том, что всё обязано своим возникновением Творцу. Считалось, что вполне знать способен только тот, кто проник в идею, замысел божественного творения. Целью науки объявлялось не удовлетворение суетной жажды знания, не любопытство, а приближение к вечному и бессмертному абсолюту – Богу. 2. Символизм В средневековье мир не считался онтологически основательным, он нуждался в Боге-творце. Существование каждой вещи и явления определялось высшим божественным планом. Каждый объект или процесс, несовершенный сам по себе, намекал на скрытую за собой высшую сущность, являлся её символом. Всё считалось отмеченным печатью Всевышнего, то есть исполнено высшим смыслом. Символизм проявлялся в том, что средневековая наука занималась не столько исследованием вещей, сколько изучений понятий (символов). Отсюда вытекает книжный, текстовый характер науки. Большое развитие получила экзегетика – искусство толкования и интерпретации священных и иных текстов. 3. Иерархизм. Весь мир представлялся в виде иерархии различных уровней бытия и существ. Уровни различаются по степени совершенства, определяемой близостью к Богу. Вследствие этого не всё в одинаковой мере отражает божественное величие. Считалось, что более лёгкие объекты являются более благородными, близкими к Богу, так как устремляются вверх. Вода благороднее земли, но менее совершенна, чем воздух. Изучались более совершенные причины мало благородных земных объектов. В средневековой науке господствовал культ традиции и авторитета. Иногда учёные и изобретатели скрывали своё авторство, приписывая свою работу какому-нибудь авторитету. 4. Телеологизм Всё создано по промыслу Божьему, всё выполняет его замысел и имеет определённую Богом цель своего существования (провиденциализм). Менее благородное служит более благородному. Вода и земля созданы для растений и служат им, а те служат скоту. Человек как высшее земное существо является хозяином всего в на Земле. Бог всё подчинил человеку. В средневековой науке не было понятия о наличии объективных законов. Считалось, что миропорядок установлен Богом и может быть Им в любой момент изменён. Бог волен даже уничтожить прошлое и сделать бывшее не бывшим. Всё в природе и мире общества подчинено установленным Богом высшим целям. Наука в «тёмные века». «Тёмными веками» называют период раннего средневековья, последовавший вслед за падением античного мира – 6-8 вв. Этот период характеризовался общим упадком знания в Западной Европе вследствие нашествия варваров и разгрома античной науки христианством. В Византии состояние образованности было несколько лучше (например, продолжала функционировать александрийская библиотека). Центром образованности в Европе становятся монастыри. При монастырях основываются школы, в которых обучение ведётся в рамках 7 свободных искусств. Но чаще всё сводилось к простому обучению грамоте и счёту. Католическая церковь не считало нужным поощрение образованности. Так папа Григорий 1 написал гневное письмо епископу, который учреждал такие школы. Папа опасался, что распространение грамотности может нанести ущерб вере и распространять языческие заблуждения. Книга в средние века В начале средневековья изменяется вид книги. Вместо принятой в античности книги-свитка появляется привычная нам книга-кодекс. В книге-кодексе намного легче было сравнивать места на различных страницах. Это повлекло значительные изменения в научной культуре. Именно в раннее средневековье появляется практика точного цитирования первоисточников с указанием главы и иногда страницы (в античности этого ещё не было). Цитирование стало непременным атрибутом учёных занятий в средневековье. Книги писались на пергаменте и были очень дороги. Они переписывались в специальных помещениях – скрипториях. Исидор Севильский (570 - 636) Церковный деятель и учёный. Был епископом в Севилье (Испания). Главный труд Исидора – «Этимологии» в 20 книгах. В нём он систематизирует и осмысляет с христианских позиций сохранившиеся знания. В распоряжение Исидора были и сочинения античных авторов. Особое внимание уделяется объяснению слов (понятий) как правило с помощью установления происхождения слов (этимологии). Разъяснялись смысл и содержание главнейших понятий в жизни человека. Другие работы Исидора «О порядке творений», «О природе вещей». Исидор был объявлен католической церковью святым. В 2000 г. его признали святым – покровителем Интернета. Беда Достопочтенный (672 – 735) Английский теолог и летописец, автор «Церковной истории народа англов» - выдающегося памятника раннесредневековой историографии. Писал также руководства по грамматике и правописанию. Сочинения «Об исчислении времени», «О шести возрастах мира», в которых проводил провиденциалистское понимание истории. Также писал сочинения на естественнонаучные темы. Беда широко использовал аллегорическое толкование священных текстов, а также описания чудес. Алкуин (735 - 804) Один из виднейших деятелей каролингского возрождения, приближённый Карла Великого, был аббатом Турского монастыря. Выступал за распространение грамотности и образованности. Содействовал открытию школ при монастырях для подготовки нужных государству грамотных чиновников. Написал учебники по многим дисциплинам (в том числе по философии и математике). Учебники написаны в форме катехизиса (вопросов и ответов). По инициативе Алкуина в столице Франкской империи – Ахене – была основана Академия, в которую входили Карл Великий, Алкуин и другие приглашённые ко двору образованные люди. Члены Академии читали и комментировали сочинения античных и церковных авторов. Они присваивали себе имена античных деятелей искусства и науки. Например, Алкуин называл себя Флакком в честь древнеримского поэта Горация. Средневековая схоластика Схоластика – школьная мудрость явилась важным этапом развития средневековой философской и научной мысли. Для схоластики было характерно возрастание роли разума и стремление привлечь разум и его доводы к решению богословских и научных проблем. Была достигнута определённая гармония между верой и разумом. Схоласты стремились к получению полного знания о мире с помощью анализа и дедуктивного выведения логически стройной системы понятий. Схоласты пытались разумно и логически выверенно найти ответ на большинство вопросов о Боге и мире. Схоластика была книжным знанием, схоласты почти не обращались к изучению реальных объектов мироздания, подменяя его анализом понятий и умозрительными выводами. Альберт Великий (1193 – 1280) Один из виднейших представителей схоластики, учитель Фомы Аквинского. Жил в основном в Германии, преподавал в Кёльне. Занимался комментированием Священного Писания. Был прозван "Doctor universalis” Первым попытался осуществить синтез христианства с учением Аристотеля. Написал комментарии к сочинениям Аристотеля. Выступал за некоторую автономию наук от теологии. Считал, что научное познание должно строиться преимущественно на наблюдении, а теология на умозрительном размышлении. Написал двухтомный труд по зоологии, работу о минералах. Обладал большими знаниями в области химии и механики. (конструировал механические куклы в человеческий рост) Средневековые университеты В средневековье возникает принципиально новая форма высшего учебного и научно-исследовательского заведения – университеты. В переводе с латинского "universitas” – всеобщий. В университете можно было получить образование по всем имевшимся дисциплинам. Университеты возникали в городах как формально не подчинявшиеся церкви центры образованности. Первоначально университеты считались одной из корпораций, строящихся по профессиональному признаку, наподобие ремесленных цехов. У университетов был свой устав, свои обычаи и традиции. Первым произошло образование Болонского университета в 1088 г., когда учащиеся прибывшие в Болонью для изучения юриспруденции, образовали коллегию, названную университетом. Вокруг образовывался университетский квартал, в котором жили преподаватели, студенты, переписчики и пр. Парижский университет был основан в 1215 г., в его составе находилось 4 факультета. В 1257 г. в составе университета каноником Робером Сорбоном был основан богословский колледж, ставший называться Сорбонной. Позже это название перешло на весь Парижский университет. Квартал, прилегающий к университету стал называться Латинским кварталом, поскольку ученики и преподаватели разговаривали на латыни. Университеты добивались внутренней автономии и право свободно выбирать ректора и декана, иметь собственные органы правопорядка и пр. Сорбонна Оксфордский университет Оксфордский университет был основан в 1167 г. приехавшими по приглашению короля Генриха !! из Франции преподавателями. В университете были богословский, юридический и медицинский факультеты. Институализация университетского образования и науки в средние века. Именно в средневековых университетах впервые возникает многое из того, что поныне является атрибутом высшего образования. Обучение в университетах было платным, студенты платили преподавателю, занятия которого посещали. Преподавание велось на латинском языке. Это было очень удобно, поскольку позволяло студентам со всей Европы понимать лекции и переходя из одного университета в другой, слушать лучших преподавателей. Университеты начинают подразделяться на факультеты. Во главе факультетов стоят деканы, а во главе всего университета – ректор. Ректор и деканы избирались всеми преподавателями и студентами. Обычно выделялся низший – артистический – факультет, на котором изучали 7 свободных искусств (в течение 6 лет). После этого переходили на один из высших факультетов – богословский, юридический или медицинский, где срок обучения не был ограничен. Появились такие формы занятий как лекции и диспуты на заранее заданные преподавателем темы (семинары). Лекции делились на ординарные и экстраординарные, на которых можно было вступать в дискуссию с преподавателем. Тексты лекции публиковались. Профессора со студентами Во многих университетах преподаватели должны были давать обет безбрачия, что во многом уподобляло их монахам. По окончании обучения необходимо было защитить диссертацию и выдержать многочасовой (иногда продолжительностью до суток) диспут, отвечая на вопросы любого присутствующего в аудитории. Университеты обладали монополией на присвоение учёных званий бакалавра, магистра и доктора. Учёному званию соответствовала специальная одежда (чаще всего мантия и шапочка с кистью) После присвоения учёных званий необходимо было устроить пирушку для всех присутствовавших при этом. В городах возникла особая студенческая субкультура. Например, популярностью пользовалась поэзия странствующих студентов – вагантов. Практические занятия студентов Изменение отношения к практике в средние века В целом для средневековой науки, как и для античной, была характерна созерцательность, абстрактно-умозрительное теоретизирование. Схоластическая наука демонстрировала оторванность от практической деятельности, считая её низменной и недостойной учёных. Однако в средние века не было уже однозначно негативного отношения к труду и ремёслам, свойственного античности. Труд начал восприниматься как необходимость и угодное Богу дело. Это одна из форм служения человека Богу и обуздания плоти. Многие ремёсла считались святыми делами, поскольку были направлены на благо церкви. В средние века начали изобретать средства для облегчения труда (в античности этого не было – зачем облегчать труд рабам?). Считалось, что человек хозяин природы и может использовать её в своих целях. Человек как тварь был слит с природой, но как духовное существо противопоставлен ей. Умозрительность средневековой науки разрушалась дисциплинами, находившимися за пределами схоластики и университетской науки, – алхимией и астрологией Впервые термин «алхимия» встречается в 4 в. Главной задачей алхимиков был поиск философского камня, то есть такого вещества, которое могло бы превращать неблагородные металлы в драгоценные (золото и серебро). Нужно опытным путём обнаружить все переходы первоэлементов один в другой и обнаружить все возможные превращения веществ. Вещество, способное облагораживать металлы, называлось также великим эликсиром, красным львом, панацеей (поскольку он должен был служить и универсальным лекарством). «Белый лев» должен был превращать все металлы в серебро. Лаборатория алхимика Алхимик Алхимик в лаборатории Алхимики вели происхождение своего искусства от Гермеса Трисмегиста и поэтому алхимия принадлежала к герметическим (тайным) наукам. (Отсюда и слово – герметический – плотно закрытый). Алхимией занимались многие выдающиеся учёные средневековья, среди них Альберт Великий, Роджер Бэкон, Раймонд Луллий. Алхимики преследовались церковью, обвинявших их в связи с нечистой силой, но алхимики находили приют и покровительство у монархов, обещая обогатить их, найдя философский камень. Деятельность алхимиков дала много ценных открытий в химии: были открыты способы получения смесей и сплавов, изучены свойства многих веществ. Были даны технологически верные рецепты изготовления красок, стекла, лекарств Алхимик Роджер Бэкон (1214 - 1292) Английский философ и естествоиспытатель периода схоластики, был монахом-францисканцем, преподавал в Оксфорде. Сочинения: «Больший труд», «Меньший труд» Занимаясь оптикой, астрономией, алхимией, предвосхитил многие позднейшие технические открытия, (линзы и их применение, телефон, самодвижущиеся повозки, летательные аппараты и др). Призывал обращаться к опыту (в том числе и мистическому) и математическим вычислениям. Считал универсалии существующими только в единичном, которое не зависит от общего и от мыслящего начала. Выдвинул идею о качественно различных элементах, комбинации которых образуют конкретные вещи. Отрицал атомистическое учение о неделимости атомов и пустоте. Согласно Р. Бэкону, есть три способа познания: авторитет, доказательство и опыт. Доказательство приводит к заключению, но не устраняет сомнений. Одних рациональных доводов недостаточно, необходим опыт. «Дух успокаивается в созерцании истины, если к истине приводит путь опыта». Опыт считается Бэконом высшим способом получения знаний и установления истинности: «Выше всех умозрительных знаний и наук стоит умение производить опыты и эта наука является царицей наук». Все вещи мы познаём опытом. Так, только на практике мы устанавливаем, что огонь горяч и обжигает. Опытная наука даёт полезное знание. (Это уже далеко от античного идеала.) Бэкон видел тесную связь опыта с практической деятельностью, обосновывая манипулирование природными объектами и силами. Выступал за широкое применение математических методов. Бэкон заявлял: «Никакая наука невозможна без математики». Из-за многих аспектов своего учения Бэкон неоднократно подвергался преследованиям. Астрология Другой практической наукой средневековья была астрология. Астрология утверждала возможность влияния положения светил на небе на ход событий в жизни каждого человека. Считалось, что такое влияние можно проследить и научиться предсказывать определяемые звездами и планетами события. Основы астрологии были заложены в древнем Вавилоне, а затем в римский период некоторыми астрономами, в том числе Клавдием Птолемеем. Для предсказания составлялись гороскопы, то есть таблицы положения тел на небосводе, по которым и определяли возможный ход событий. Астрологическая карта Биология в средние века Изучение живой природы в средние века не одобрялось. Делались лишь практически полезные замечания об отдельных свойствах растений и повадках животных. В целом господствовали представления о полуфантастических и просто невероятных животных и их свойствах. Полностью господствовала доктрина креационизма, согласно которой все виды растений и животных были созданы Богом и являются неизменными. Другой чертой развития биологии в средние века стала телеологическая установка на рассмотрение в первую очередь цели существования животного, а также цели каждого из его органов. Символизм средневековой зоологии ярче всего проявлялся в Бестиариях, сборниках сведений о животных, дающих мистическое и нравственное объяснение их повадок. Медицина в средние века Средние века не были благоприятным временем для развития анатомии и медицины. Считался более важным интерес к душе человека, а не к его плоти. Церковь запрещала проведение вскрытия трупов. Непререкаемым авторитетом пользовалось догматизированное учение Галена, в котором нельзя было сомневаться. Если строение рассматриваемого тела не совпадало с теориями Галена и других почитавшихся авторитетов, их воззрения ошибочными не признавались, а неправильным считалось строение изучаемого организма. Теоретическо-схоластическая медицина и медицинская практика были отделены друг от друга. Схоласты много рассуждали о строении тела и здоровье, но считали унизительным для себя изучение строения реальных тел. Вместе с начатками здравых идей присутствовало множество суеверий. Болезни считались карой Божьей, результатом колдовства и пр. Осмотр больных во время эпидемии чумы Очень часто в средневековой Европе проносились волны эпидемий, уносивших десятки тысяч жизней. Фибоначчи (1180-1240), Итальянский математик. Известен также как Леонардо Пизанский. Главный труд «Книга абака». Познакомил европейцев с достижениями арабской математики, первым употребил арабские цифры. Вычислил ряд Фибоначчи – каждый последующий член в которых является суммой двух предыдущих. Проблема импетуса в средневековой физике Проблема импетуса была одной из самых дискуссионных проблем в средневековой физике. Импетус (лат. – напор, натиск) – внутренняя сила, сообщаемая брошенному телу. Благодаря импетусу брошенное вдаль или вверх тело летит. Когда же эта сила иссякает, тело начинает падать. Проблемой импетуса занимались Аристотель, Авиценна, Н. Орезм и Ж. Буридан. Аристотель полагал, что пущенные тела движутся под действием на них силы воздуха, но эта точка зрения подверглась критике. Из сочинений Ж. Буридана: «Движитель, приводя в движение перемещающееся тело, внедряет в него определённый напор (импетус) или некую присущую перемещающемуся телу двигательную силу, действующую в том же направлении, в каком движитель двигал перемещённое тело. Напор постепенно уменьшается сопротивляющимся воздухом, движение замедляется и тяжесть камня направляет его в его естественное место». Николя Орезм (1323 – 1382) Занимался математикой и физикой. В области математики разрабатывал теорию отношений, ввёл дробные показатели степени. Пытался построить систему прямоугольных координат. Ввёл понятие ускорения и средней скорости. Считал, что импетус придаёт дополнительную скорость телу. Выступал за переход от качественной физике к количественной. Учил, что качества могут быть выражены с помощью геометрических фигур (трактат «О конфигурации качеств»). Жан Буридан (1300 – 1358) Французский физик и философ. Был ректором парижского университета. Известен приписываемым ему парадоксом «Буриданов осёл», утверждавшим отсутствие у животных свободной воли (на самом деле в труде Буридана упоминается собака). Умер от эпидемии чумы. Придерживался номинализма. Занимался механикой и оптикой. Критиковал аристотелевское понимание импетуса. Импетус, по Буридану, пропорционален скорости и массе движимого тела. Близко подошёл к открытию закона инерции. Томас Брадвардин (1290 – 1349) Томас Брадвардин был архиепископом Кентерберийским, теологом и математиком, преподавал в Оксфорде. Умер во время эпидемии чумы. Основной трактат: «О пропорциях скорости при движении» Был сторонником концепции детерминизма. Установил количественную взаимосвязь между силой и скоростью. Представил скорость как отвлечённую величину, как некое число. Основал так наз. кружок калькуляторов, своих последователей (Ричард Киллингтон, Ричард Суиссет, Джон Дамблтон и др.), выступавших за применение математических методов в изучении природы. «Калькуляторы» выдвинули теорию для измерения интенсивности качеств: каждой степени качества ставится в соответствие некоторая величина, изменяющаяся в зависимости от места, а скорость понималась как интенсивность местного движения. С помощью этого правила удалось получить правильную зависимость пути от времени для равноускоренного движения (Мертонское правило). Уильям Оккам (1285 - 1349) Английский философ периода поздней схоластики. Вёл борьбу против духовной власти римского папы, из-за чего преследовался и был отлучён от церкви. За непревзойдённое мастерство спора был прозван «непобедимый доктор». Основные работы: «Сумма всей логики», «Естественная философия». Ни рационально, ни с помощью чувств Бога познать нельзя, Бог понимается лишь верой. Философия и теология совершенно различны и не имеют ничего общего между собой. Философия должна быть полностью самостоятельна и не зависима от теологии. Являлся виднейшим представителем номинализма. Утверждал, что реальны лишь единичные вещи, а универсалии (общие понятия) существуют лишь в сознании, постигающем единичные вещи. Предвосхищая основные положения эмпиризма, утверждал, что всё знание вытекает из опыта (внешнего и внутреннего). «Бритва Оккама» У. Оккам выдвинул принцип простоты мышления, получивший впоследствии название «Бритва Оккама». Этот принцип гласит: «Не следует умножать сущности без необходимости». Предпочтение должно отдаваться самому простому варианту решения проблемы, в котором привлекается наименьшее количество сущностей: «Простейшие объяснения суть самые лучшие». Принцип «Бритвы Оккама» сыграл значительную роль в изживании средневекового, теоцентрического типа философствования, поскольку такой лишней сущностью становился Бог. Наука стран арабского Востока Формирование мусульманской философии и науки В качестве источников формирования мусульманской философии следует выделить 1. Религиозную догматику ислама, 2. Переработанное философское наследие античной культуры. Основные нормы ислама, возникшего в начале 7 в. содержатся в Коране, священной книге мусульман. Они во многом были обусловлены заимствованной иудео-христианской традицией. Среди идей ислама, оказавших влияние на мусульманскую философию следует отметить строгий монотеизм, креационизм, доведённый до фатализма провиденциализм. Коран служит для мусульман также сводом этических и правовых норм. Коран во многом содействовал становлению не только стиля мышления мусульманской философии, но и явился образцом языка, на который ориентировались арабские философы. Не менее важным источником формирования мусульманской философии было античное наследие. На Востоке сохранились многие сочинения греческих философов, утерянные в Западной Европе. Эти сочинения переводились на арабский язык и неоднократно комментировались. Особенным авторитетом пользовались сочинения Аристотеля и неоплатоников (Плотина, Прокла). На рисунке: Астрономы за работой Для арабского мира эпохи зрелого Средневековья характер высокий уровень развития наук: математики, астрономии, медицины и др., обусловленный во многом тем, что в восточном Средиземноморье не было столь резкого разрыва с древностью, который произошёл на Западе. В Багдаде халиф аль-Мансур организовал «Дом мудрости», собирая вокруг себя учёных. Были переведены индийские труды по астрономии и математике, заимствованы индийские цифры. Именно в арабском мире была изобретена астролябия. В области астрономии был переведен труд Птолемея, известный теперь под арабским названием «Альмагест». Была развита сформулированная в этом труде геоцентрическая система мира. Составлялись каталоги звёзд и движений планет. Арабская математика Арабы уже пользовались десятичной позиционной системой, а также привычными нам цифрами. На арабский язык были переведены «Начала» Евклида, труды Архимеда, Диофанта и других античных математиков. Арабы умели решать уравнения и извлекать корни вплоть до пятой степени. Подробно изучили тригонометрические функции. Геометрию использовали для обработки астрономических наблюдений Арабский учёный Аль Хорезми (787 – 850) Выдающиеся заслуги имеет арабский математик аль-Хорезми, возглавлявший библиотеку дома мудрости в Багдаде. Заложил основы алгебры. От имени аль-Хорезми возникло слово «алгоритм». Основные работы: «Книга об индийском счёте», «Книга о восстановлении и противопоставлении». Именно в этой работе говориться об «аль-джебр» - переносе числа в другую сторону уравнения с переменой знака. Отсюда и возникла алгебра. (Однако в арабской математике не использовали символы для обозначения неизвестных величин). Предлагал методы решения линейных и квадратных уравнений. В астрономии исследовал движение солнца и планет, занимался измерением широт и долгот. В «Книге картины Земли» дал описание известных тогда территорий. Омар Хайям (1048 – 1122) Персидский поэт и учёный. Написал «Трактат о доказательствах задач алгебры». В нём дал определение, согласно которому, предметом алгебры являются неизвестные числа, соотнесённые с известными числами или величинами. Считал алгебру наукой об уравнениях. Предлагал решения уравнений третьей степени. Написал «Комментарии к трудным постулатам «Начал» Евклида». В книге «Весы мудрости» рассмотрел проблемы физики. Усовершенствовал солнечный календарь, существовавший затем в Иране до 1976 г. Аль-Бируни (973 – 1048) Знаменитым астрономом мусульманского мира был аль-Бируни, составивший каталог на 1029 звёзд, а также одним из первых высказал предположение о вращении Земли вокруг Солнца. Бируни написал 150 трудов по различным наукам. Совершил путешествие в Индию. Бируни добился большой точности измерения при астрономических вычислениях (до 2 минут). Сделал первый географический глобус диаметром 5 метров. Оценил расстояние от Земли до Луны в 4 земных радиуса. Доказывал, что луна и планеты – это тела, светящие отражённым светом солнца, а млечный путь – скопление звёзд. Занимался физикой, географией и математикой. Улугбек (1394 – 1494) Среднеазиатский астроном, был внуком Тимура, затем стал правителем, но был свергнут и убит. Во время своего правления строил школы-медресе и обсерватории. Составил каталог на 1018 звёзд («Новые таблицы»), существенно уточнил их координаты. Добился точности измерения высоты Солнца в зените. После смерти Улугбека его обсерватория была заброшена. Обсерватория Улугбека в Самарканде Ибн Сина (Авиценна) (980 - 1037) Среднеазиатский философ-энциклопедист, жил в на территории Узбекистана и Ирана. Автор множества произведений по философии, медицине и другим научным дисциплинам. Труды писал на арабском и фарси. Основные философские работы - «Книга исцеления», «Книга знания», «Книга спасения». На мировоззрение Авиценны повлияли труды Аристотеля, неоплатоников и аль-Фараби. Пытался отделить философию от религии; философия - отдельная наука, которая должна обобщать достижения человеческого разума. Считал, что все явления окружающего мира необходимо изучать, обращаясь лишь к естественным причинам. Выступил с идеей совечности мира Творцу. Мироздание и Бог постоянно взаимодействуют. Возникновение мира представлял как эманацию первоначального единства к множественн
|
Категория: Мои файлы | Добавил: Грач-учёный
|
Просмотров: 4539 | Загрузок: 285
| Комментарии: 4
| Рейтинг: 1.0/2 |
|
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|