Суббота, 18.05.2024, 07:07
Приветствую Вас Гость | RSS

Грач Учёный

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Философское учение о бытии (онтология)
[ Скачать с сервера (2.28 Mb) ] 11.11.2010, 09:10
Онтологическая проблематика философии Мультимедиа-слайды Онтология – учение о бытии, его формах и проявлениях Бытие – главная категория философии Всё, что есть, - бытие.


Категория бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, выделяя только одну черту, общую всем объектам «Быть или вовсе не быть – вот в чём разрешенье вопроса» (Парменид) Парменид – основоположник онтологии Впервые поставил в философии проблему бытия Есть только бытие, а небытия нет Г. Гегель (1770 – 1831) Бытие – самая общая, то есть самая абстрактная, бедная по содержанию категория. Чистое бытие равнозначно своей противоположности – ничто. Из соединения чистого бытия и ничто появляется наличное бытие, качественно определённое Разновидности бытия Объективное (реальное) Содержит все объекты внешнего мира, мир действительного Оказывает влияние на субъективное бытие в процессе познания. Субъективное Объединяет в себе всё непротиворечивое Сказочные персонажи, вымышленные ситуации и прочее, что можно помыслить Может влиять на объективное бытие в ходе творческой и практической деятельности человека Понимание бытия в экзистенциализме Истинным, наиболее ценным видом бытия является экзистенция Под экзистенцией имеется в виду духовное существование человеческой личности, противопоставляемое бытию прочего мира и телесности. Всё, выходящее за пределы экзистенции – не бытие, а сущее. Виды бытия по Жану-Полю Сартру (трактат «Бытие и ничто») Бытие в себе Бытие окружающего мира Оно всегда есть то, что оно есть, т.е. статично, неизменно Оно не свободно Бытие для себя Бытие экзистенции (человеческой личности) Оно никогда не есть то, что оно есть, т.е. всегда подвижно, изменчиво. Бытие для себя свободно Бытие для себя есть вечное отрицание Формы бытия 1. Материя 2. Пространство и время 3. Движение 4. Системность Материя – основная форма бытия Категория «материя» обозначает объективную реальность, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них Материализм о материи Материя – единственная существующая субстанция. В мире нет ничего кроме материи и продуктов её развития (в том числе и духовных, идеальных). Субстанция – то, что существует в себе и представляется само через себя, её представление не нуждается в представлении другой вещи (Б. Спиноза). Духовное, идеальное рассматривается в качестве продукта развития материи, как свойство высокоорганизованной формы материи (мозга). Материя является субстратом (основой) всех реально существующих в мире предметов, свойств, связей и форм движения. Материя несотворима и неуничтожима, вечна, бесконечна в пространстве и времени. Материя находится в состоянии непрерывного изменения. Ей присуще саморазвитие от простых форм к сложным. Развитие представлений о материи 1. Стихийный материализм – сведение материи к одной из стихий (земля, вода, огонь, воздух) . Представители: Фалес, Анаксимен, Гераклит. 2. Атомистический материализм – утверждение, что вся материя состоит из мельчайших, неразложимых далее частиц – атомов. Представители: Демокрит, Эпикур, Лукреций. 3. Механистический (метафизический) материализм – мельчайшие частицы (атомы, корпускулы) взаимодействуют между собой по механическим законам. Материальное сводится к телесному, вещественному. Представители: Т. Гоббс, П. Гольбах, Д. Дидро. 4. Диалектический и исторический материализм распространил понятие материи на историю и жизнь общества. Представители: К. Маркс, Ф. Энгельс, Г. В. Плеханов 5. Философско-гносеологические представления о материи. Материя – вся реальность, отражаемая, «фотографируемая» нашими чувствами. Объективный идеализм о материи Платон: материя – несовершенное, вторичное бытие, вечно изменчивое (возникающее и исчезающее), существующее лишь благодаря причастности идеям. Христианство: материальный мир – тварный мир, каждый момент существования которого поддерживается Богом. Г. Гегель: материя (природа) является необходимым этапом развития мирового духа, его инобытием, антитезисом. Самостоятельного существования материя и процессы в ней происходящие не имеют Субъективный идеализм о материи Материя – результат деятельности сознания Д. Беркли: Материя – пустое понятие, обозначающее мыслимую нами, но реально не существующую подпорку для ощущений. И.Г.Фихте: не-Я результат деятельности нашего Я (сознания) Д. С. Милль: Материя – постоянная возможность ощущений. Уровни развития материи Проблема редукционизма Можно ли свести высшие уровни материи к нижним, то есть, например, представить органическое лишь как сумму химических процессов? Большинство философов отрицательно отвечает на этот вопрос, каждый уровень развития материи обладает неповторимым своеобразием и несводим к низшим уровням. Пространство и время как формы существования материи ПРОСТРАНСТВО – форма сосуществования материальных объектов или процессов (в одно и то же время). Характеризует протяжённость материальных систем. ВРЕМЯ – форма последовательной смены состояний объектов или процессов. Характеризует длительность бытия. Дискуссии об онтологическом статусе пространства и времени (основные теории) Учение Канта о пространстве и времени Кант является наиболее известным представителем субъективного понимания пространства и времени. Кант полагает, что пространство и время не существуют в объективной реальности, а свойственны лишь сознанию, субъекту и связываются с деятельностью чувств. Пространство и время определяются как априорные (доопытные) формы чувственности, в рамках которых мы оформляем все созерцания. Мир вещей в себе (ноуменов) существует вне пространства и времени, а все вещи для нас (феномены) существуют в пространстве и времени. Время объявляется Кантом внутренним чувством, на основе которого возникает арифметика. Пространство рассматривается как внешнее чувство, на основе которого возникает геометрия. Поскольку пространство и время присуще всем субъектам и подчиняются одинаковым законам, становится возможной математика как наука. Субстанциальная теория пространства и времени Пространство и время представляют собой самостоятельные субстанции, существующие наряду с материей. Например, пространство рассматривается как гигантское вместилище для материи (И. Ньютон). Пространство и время существуют независимо от материи, свойства пространства и времени не зависят от свойств материальных объектов и процессов в них. Если уничтожить все материальные объекты, пространство и время останутся. Представители субстанциального понимания пространства и времени Реляционная теория пространства и времени Пространство и время – не самостоятельные сущности, а системы отношений, образуемые взаимодействующими материальными объектами. Пространство и время являются формами координации взаимоотношения материальных объектов. Свойства пространства и времени зависят от свойств материальных объектов. Пространство и время релятивны, относительны. Такие характеристики как длина отрезков, длительность временных промежутков, одновременность событий отличаются в различных системах отсчёта. Если исчезнут все материальные объекты, также не станет пространства и времени. Представители реляционного понимания пространства и времени Появившаяся в 1905 г. теория относительности Альберта Эйнштейна решила многовековой спор в пользу реляционного понимания пространства и времени.


Пространство и время оказались неразрывно связанными с материей. Свойства пространства и времени зависят от распределения гравитационных масс. Вблизи тяжёлых объектов свойства пространства и времени отклоняются от привычных нам (эвклидовских) Свойства пространства и времени Свойства пространства 1. Протяжённость – свойство существовать одно подле другого, одно рядом с другим. 2. Однородность – отсутствие выделенных точек в пространстве. 3. Изотропность – равноправие всех направлений в пространстве. 4. Трёхмерность – положение точек в пространстве задаётся при помощи трёх координат Пространство и время не могут быть отделены друг от друга и от материи. Они образуют континуум (непрерывность).
- мир Минковского.



Чтобы указать положение объекта в пространственно-временном континууме, требуются 4 координаты Учение Августина о времени Августин остро ощущает всю сложность проблемы. Мы часто говорим о времени, но затрудняемся с ответом на вопрос «Что такое время?». Будучи представителем теоцентрического философствования, Августин приходит к проблеме времени от богословского вопроса: «Что делал Бог до того, как создал мир?». Августин утверждает, что этот вопрос некорректен, поскольку само время создано Богом вместе с миром. До сотворения мира времени не было. Неизменный Бог существует не во времени, а в столь же неизменной вечности. Вечно текучее время есть характеристика лишь изменчивого «тварного» бытия. Таким образом, Августин подходит к реляционному пониманию времени, подчёркивая его связь с бытием мира. По мнению Августина, есть только настоящее время, поскольку прошлого уже нет, а будущего ещё нет. Прошлое всегда связано со способностью памяти, а будущее - с чувством надежды, ожидания. Таким образом, в некоторой степени Августин идёт по пути психологизации времени.
1. Физическое время – время протекания процессов в материальной реальности 2. Психическое время – отражение физического времени в сознании (может течь быстрее или медленнее) 3. Биологическое время, связанное с процессами в организмах. 4. Социальное время – характеризует разницу в уровне развития стран и культур.
Категория: Мои файлы | Добавил: Грач-учёный
Просмотров: 3107 | Загрузок: 450 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0